Разоблачение афер

  • Поляков Владимир Георгиевич 

    Академик. С 1976 г. работает в РОНЦ им. Н.Н. Блохина. Зав. отделением опухолей головы и шеи, заведующий отделом общей онкологии НИИ детской онкологии.

  • Малышева Елена Васильевна

    Телеведущая, доктор медицинских наук, профессор. Ведущая телепрограммы «Жить здорово!». Профессор Московского государственного медико-стоматологического университета.

Защита прав пациентов / Как подать жалобу

Как подать жалобу

  Любой российский гражданин вправе получать достойные медуслуги и защитить собственные интересы, когда их ущемляют. Чтобы подать претензию на доктора в Министерство Здравоохранения, требуется адекватный подход и трезвая оценка случая. Не стоит идти на поводу минутных эмоций.

Основания для оформления жалобы в Минздрав

  К таким причинам относятся:

- Медработники отказывают предоставлять гражданину экстренную медпомощь.  К такому пункту относятся ситуации, когда специалисты не реагируют на вызов либо напрямую в нем отказывают. В эту группу также входят такие случаи, когда скорая помощь в течение долгого времени не отправляется на адрес, едет медленно или медработники оказали помощь в неполном объеме. Такие действия привели к ухудшению состояния больного.
- Медицинский специалист отказывается предоставлять свои услуги, основываясь на том, что у пациента нет необходимых документов (паспорта, страхового полиса и прочих) или он не желает оплатить расходный материал – шприцы, антисептические растворы.
- Халатное отношение и причиненный вред здоровью больного.
- Неверно выставленный диагноз и некорректное лечение, приведшее к ухудшению состоянию гражданина.
- Медицинский сотрудник отказывается информировать больного о состоянии его здоровья и лечебных методиках.
- Специалисты навязывают платные медуслуги.
- Медработник отказывает выдавать медицинскую карту, справку или выписки.

Вы вправе оформить жалобу в следующих случаях

• Территориальная медицинская организация оставляет пациента без ответа или не предлагает решения, что будет устраивать гражданина.

• Имеются нарушения, когда больной направляется на специальное лечение, финансируемое федеральной программой.

• Медработники отказывают бесплатно отказывать свои услуг или медикаменты, которые представляются бесплатно или со скидкой определенным категориям пациентов. К ним относятся дети-сироты, инвалиды, а также лица, страдающие сахарным диабетом, онкозаболеваниями.

  Когда человек собирается обратиться с претензиями на доктора, ему необходимо в четкой и грамотной форме написать претензию, чтобы обвинения были подтверждены.

Как поможет обращение

  Минздрав обязан рассмотреть жалобы от пациентов и назначить проверку для выявления нарушения. Когда лицо правильно оформило претензию, то организация назначит независимое расследование. Работники Минздрава проверят доктора, к кому имеются жалобы, и отделение, где работает этот сотрудник.

  Если по результатам проверки выявятся нарушения и ущемление прав больного, их фиксируют и направляют на работу. Руководители Минздрава не вправе игнорировать произошедшее. Оно должно принять меры, чтоб урегулировать ситуацию.

Суть жалобы

  Пациенту необходимо описать в документе суть жалобы, однако ее нельзя формулировать, как требование уволить либо арестовать конкретного специалиста. Следует просить о том, чтобы больница провела проверку и приняла меры по урегулированию ситуации согласно Законодательству.

  Учитывая ситуацию, руководство назначит соответствующий вид ответственности: административный, дисциплинарный или уголовный. К примеру, у пациента появились претензии на почве нарушения врачебной этики. Тогда медицинского работника ожидают следующее:

- получит выговор;
- лишится премии;
- понизится в должности;
- переведется на новое рабочее место.

  Увольнение сотрудника возможно, когда на этого специалиста пишут постоянные жалобы или нарушения повлекли уголовную ответственность.

Однако судебную претензию не нужно направлять в Минздрав или Росздравнадзор. Ее должен рассматривать суд.

Оформляем претензию правильно

Нужно обязательно придерживаться основных требований:

- надо отметить, как именно обстояла ситуация;
- придерживаться официального стиля;
- излагаются лишь факты, исключаются эмоции, угрозы или оскорбления;
- текст понятен для восприятия. Здесь не должны присутствовать двусмысленности или пробелы в случившемся;
- описать произошедшую ситуацию правдиво и в хронологической последовательности;
- обязательно укажите доказательства, которые имеете, о нарушениях доктора.

  Остальные требования аналогичны любому официальному заявлению. Следует правильно указать реквизиты жалобы.

Образец документа

Главе Минздрава Татарстана
420111, г. Казань, ул. Островского, д. 11/6
Садыкову Марату Наилевичу
От (ФИО заявителя),
проживающего по адресу (указать индекс,
населенный пункт, место жительства)

Жалоба на врача ______ больницы

  Настоящим заявлением сообщаю о профессиональной непригодности и низких этических нормах невролога (название медучреждения) Сергеева Петра Петровича. Неоднократно побывав на приеме у этого специалиста и выявил нарушения с его стороны:

  Сергеев П. П. разговаривал в грубом тоне и позволял себе унизительные высказывания в мою сторону, когда я ответил отказом подписывать предложенные документы.
  Бумаги, что требовал подписать Сергеев П. П., были подтверждением того, что меня проинформировали о цене, продолжительности и выборе назначаемого лечения. Однако меня не проинформировали и не объяснили указанного.
  Непрофессиональные действия Сергеева П. П. привел к тому, что мое здоровье ухудшилось, в связи с этим «___»_______20___года меня госпитализировали.

В связи с изложенным, прошу:

  Назначить проверку по моей ситуации и привлечь невролога (название медицинского учреждения) Сергеева П. П. к ответственности, согласно закону.
  Сообщить мне о результатах проверки и принятых мер в письменном виде по адресу: _____________.

  К претензии прикладываются (указать документы, подтверждающие обвинения специалиста и его профессиональную непригодность).

  Прежде чем направить жалобу, рекомендуется посоветоваться с опытным юристом.

Варианты подачи обращения

  Гражданин вправе воспользоваться любым из перечисленных способов подачи жалобы:

- Личным посещением. С собой надо взять заявление (2 шт.), где указаны ваши претензии, паспорт, бумаги, прилагающиеся к обращению.
- В порядке живой очереди с выдачей карты посещения. Ответ получите там же с отметкой в карточке. Если вы не согласны с решением, то можете подать повторную претензию либо явиться в другое учреждение.
- Заказным письмом, где указана опись вложения и обратное уведомление. Его отправят на адрес учреждения.

Сколько времени рассматривают документ

  Полученные от пациентов претензии регистрируют и рассматривают. Минздрав обязан дать ответ на жалобу на протяжении 30 календарных дней: пациент получает официальное письмо. Желательно сделать у себя отметку, чтобы контролировать процесс. При несоблюдении сроков вы вправе жаловаться на Министерство Здравоохранения. В особых ситуациях период продлевается, но не свыше дополнительных 30 суток. Это происходит, если ситуация осложняется какими-то обстоятельствами.

  Если период рассмотрения жалобы продлевается, учреждение обязано отправить вам уведомление в виде официального письма, где будет указана причина.

  При рассмотрении ситуации работники Минздрава вправе потребовать дополнительную документацию. Особенно это касается случаев, когда доктор совершил неправомерные и некорректные действия. Ответ на жалобу вы получите способом, который заранее укажете.

  Если вы направили свое обращение повторно и его уже рассматривали, однако факт нарушений со стороны лечащего специалиста не подтвердился, то Министерство Здравоохранения обязано направить официальное письмо. В нем должна быть указана причина, по которой решение было принято.